Как правильно провести собеседование?
- Выбор времени v
- Как выбрать помещение для проведения собеседования? v
- Подготовка к собеседованию v
- Требования к кандидату v
- Подготовка к самой встрече v
- Пошаговая схема проведения собеседования v
- Какие стили проведения собеседования практикуются на сегодняшний день? v
- Как не допустить ошибок? v
- Определение личностных качеств претендента v
- Перечень необходимых документов v
- Подходит/не подходит? v
- Задайте вопрос юристу > бесплатная консультация v
Бытует мнение, что собеседование – это не экзамен, принимаемый работодателем у соискателя, а переговоры (или еще лучше это назвать беседой), где оба собеседника (начальник и будущий сотрудник) открываются друг перед другом.
Цель мероприятия — это установление того, насколько обе стороны могут быть полезны друг другу при тесном сотрудничестве.
Иными словами, компания рассказывает о перспективах, ожидающих соискатели. Но при этом смотрит и на то, что тот может дать взамен.
Выбор времени
Чтобы грамотно провести собеседование подберите правильное время.
Изначально разговор с кандидатом ведется по телефону. Хорошим тоном со стороны менеджера по подбору персонала считается, когда время для встречи при нем подгоняется так, чтобы было удобно для соискателя.
Это дает:
- Соискатель приходит в удобное для него время, что делает его более коммуникабельным. Нет напряженности, вызванной с недоделанными/предстоящими делами.
- Руководитель, тем самым, оказывает знак вежливости, который уже подчеркивает значимость будущего кандидата.
В случае, если соискателю не важно время собеседования, то здесь руководствуйтесь простейшими правилами:
- Не назначать встречу рано утром.
- Не назначать встречу ближе к концу рабочего дня.
И в том, и в другом случае у обоих участников собеседования преобладает либо вялость, либо усталость. Оба фактора отрицательно повлияют на проведение.
Как выбрать помещение для проведения собеседования?
Визитная карточка компании это не только представитель компании и его манера общения, но и помещение, в котором проходит встреча.
К выбору помещения подойдите ответственно.
- Мало, кто будет себя чувствовать раскрепощено, находясь в полупустом кабинете с голыми стенами и скрипящей мебелью.
- Помещение должно быть уютным.
Интерьер, находящийся в нем отображает престиж компании. Чем он богаче, тем больше желание поступить на работу к такому работодателю.
- Если с качеством и количеством предметов интерьера все ясно, обратите внимание на стены.
От того, какого они цвета зависит ритм проходящей беседы.
К примеру, если стены выбранного вами кабинета окрашены в голубой цвет, то это будет усыпляющее действовать на обоих участников собеседования.
Не стоит брезговать яркими цветами – это только придаст настроение, как руководителю, так и подчиненному.
[box type=»download»] В наше время развелось множество «липовых контор».
Руководители таких организаций проводят «собеседования» в кабинетах, где, в лучшем случае, кроме стола и пары стульев присутствует настенный календарь.[/box]
Поэтому, если вы не отдадите должного внимания данному фактору, и решите выбрать для встречи с соискателем неприглядную комнатушку, то большая вероятность, что просто его спугнете.
Подготовка к собеседованию
Время обговорено, помещение подобрано.
Подготовка к самому процессу переговоров — один из важнейших пунктов успешного проведения встречи.
Если для соискателей интернет кишит советами «как пройти собеседование», то для руководителя подобной информации крайне мало. Часто ли вы проводили данные переговоры, либо же они у вас впервые, итог один – процесс будет крайне сложным.
Хорошим помощником для ознакомления с кандидатом будет анкета. Лучше всего проводить ознакомление с ней, без присутствия соискателя. Это даст вам возможность лучше ее изучить и тщательней подготовиться.
Требования к кандидату
Руководитель должен знать, что он хочет от будущего сотрудника.
Например, при поиске менеджера по продажам, требованием может быть опыт продаж. Если в компании требуется переводчик — знание английского языка на определенном уровне. При поиске бухгалтера — высшее образование и т.д.
Каждая вакансия требует определенных критериев.
Изучите сначала вакансию.
Затем составьте список соответствующих требований к кандидату на данную вакансию.
[box type=»download»] Запишите требования на листок, который в процессе переговоров будет в зоне видимости руководителя. Но одновременно старайтесь его не показывать самому кандидату. [/box]
Подготовка к самой встрече
- Встаньте и поприветствуйте соискателя рукопожатием.
- Также не будет лишним разбить лед напряжения какой-либо шуткой, поинтересоваться, как он добрался, как ему погода и все в этом духе. Это только придаст расположенности к вам, как к хорошему руководителю.
- И главное – старайтесь почаще улыбаться. Тон должен быть дружелюбным.
Вежливость, и еще раз вежливость – вот визитная карточка преуспевающего, удачливого человека!
Пошаговая схема проведения собеседования
Перед встречей снова просмотрите резюме соискателя на должность и обозначьте вопросы, на которые должен ответить кандидат. Заблаговременно приготовленные вопросы позволят грамотно оценить личностные и профессиональные характеристики будущего сотрудника. Обозначим этапы проведения встречи.
Пошаговый порядок собеседования:
- В первую очередь, поставьте перед собой цели, чего именно вы хотите от кандидата.
После того как поприветствуете кандидата, расскажите о том, для чего проводится собеседование.
- Расскажите о компании, сфере ее деятельности, руководителе.
Опишите должностные обязанности будущей работы соискателя. Расскажите об условиях работы — графике, окладе, оформлении.
- Начинайте задавать вопросы.
Чтобы максимально отсеять неквалифицированных кандидатов, задайте вопрос «Чем данная вакансия привлекает Вас?». Если ответ вас удовлетворил, продолжайте спрашивать о профессиональных навыках кандидата, каких-то пунктах биографии или даже о наличии домашних животных.
Сначала спрашивайте соискателя о его жизни, где учился, в каком городе родился. Это позволит кандидату расслабиться и не чувствовать себя не в своей тарелке.
Задавайте как можно больше открытых вопросов, например, о том, что кандидату нравится в его профессии.
Попросите соискателя ответить на письменный тест с вопросами.
Главное, не перебивайте и дайте соискателю как можно эффектнее презентовать себя.
Какие стили проведения собеседования практикуются на сегодняшний день?
Большинство методик, практикующихся в отечественных компаниях, позаимствованы из-за границы. То же касается и технологии проведения переговоров при принятии на работу.
В основе работы кадровых отделов самых успешных организаций страны лежат:
- Американский метод.
Техника заключается в выполнении различных тестирований, кейсов, нацеленных на определение личных качеств кандидата, его интеллекта и творческих способностей.
Нередко американские руководители для ознакомления с будущим работником проводят встречи в неформальной обстановке.
Это могут быть:
- бизнес-ланчи;
- кофебрейки;
- выезды на природу;
- тренинги и обучения.
Так компания хорошо зарекомендовывает себя в глазах соискателя, и, при этом, отбирает лучшие кадры для себя.
- Британский метод.
Британцы же напротив – действуют, смотря «свысока». Их метод не включает в себя личной встречи с руководителем. Кандидатом занимаются сотрудники кадровой службы. Собеседование напоминает самый настоящий допрос.
При этом кадровики ставят акцент на следующих показателях:
- Наличие образования в престижных учреждениях (пиком считается Оксфорд).
- Есть ли в роду кандидата высокопоставленные чиновники, известные деятели.
- Какие достижения имеются у соискателя вакансии (например, служба в почетном карауле Ее Величиства).
Все это покажется невменяемостью для русского кандидата. Однако, некоторые компании кое-что переняли из британского метода для ведения переговоров при приеме на работу.
- Немецкий метод.
Весь он заключается в осмотре документов кандидата. Ему требуется собрать по максимуму различных рекомендаций, сведений и прочего. И чем их больше – тем выше шансы попасть на работу. Два слова – немецкая дотошность. Однако, методика практически целиком лежит в основе работы наших кадровиков.
- Китайский метод.
Он состоит из написания различных сочинений, показывающих степень образования кандидата, его знание истории, литературы. Прошедший (а таким стать очень трудно) допускается на прием к руководителю.
Были перечислены ведущие методики на сегодняшний день. Отечественными руководителями кое-что берется из них в меньшей степени, а что-то и в большей. Не исключена и возможность экспериментирования, добавления чего-то своего.
Как не допустить ошибок?
Как ни крути, но даже профессионалам ведения собеседования свойственны оплошности. Здесь будут перечислены основные ошибки, свойственные многим руководителям.
Итак:
- Не создавайте объективную оценку в первые минуты.
У вас есть четко составленный план переговоров, список вопросов. Не надо от них отступать, даже если у вас на первых порах сложилось положительное/отрицательное отношение к собеседнику.
- Держите свое мнение при себе.
Не надо озвучивать его, если вам что-то не понравилось в рассказе собеседника. Даже если вам хочется во все горло прокричать «Тормоз», постарайтесь это заменить улыбкой.
- Не лезьте в личную жизнь.
Многие руководители умудряются засунуть свой нос куда дальше, чем положено. Отношение подчиненной с ее мужем, либо обильность месячных жены будущего подчиненного – это не ваше дело.
- Поменьше историй о себе.
Вначале статьи рекомендовалось настроить дружескую атмосферу. Но делайте это в меру. Лишние истории про свою жизнь только разрушат тот барьер субординации, который необходим между руководителем и подчиненным.
- Не надо спешить.
Частая ошибка при проведении собеседования – это затратить минимум времени на него. У вас есть список необходимых вопросов, у вас начерчен свой план. Не надо пренебрегать им. Уделите каждой детали должное внимание.
Определение личностных качеств претендента
Кроме навыков кандидата и наличия образования немаловажно узнать, какими качествами он наделен. Парадоксально, но многие некомпетентные сотрудники, в свое время, с успехом прошли собеседование.
Однако, попав на место, тут же поменяли маску добросовестного работника на истинное разгильдяйское выражение (и, естественно, отношение к работе).
Поэтому изначально необходимо уделить внимание обсуждению личных качеств кандидата.
Для этого поможет множество каверзных вопросов. Например:
- Чем он гордится? Чего достиг?
- Какие черты характера он ценит в себе?
- Какие у него ценности? И т.д.
[box type=»download»] Составьте свои вопросы, а также желаемые ответы. Что вы хотите видеть в своих подчиненных.
И чем ближе будет то, что вы услышите, тем больше вероятность, что перед вами тот, кто вам нужен. [/box]
Перечень необходимых документов
Здесь все просто. Кроме самой анкеты, выдаваемой кандидату перед собеседованием.
У каждого соискателя должно быть резюме, в котором он раскрывает себя перед руководителем.
Кроме обычных пунктов типа Ф.И.О. и адреса, оно должно включать в себя сведения о ранее занимаемых должностях, названии компаний, номеров бывших руководителей (не будет лишним их обзвонить).
Хобби кандидата, дополнительные навыки, законченные курсы – также будет плюсом. Про наличие вредных привычек говорить не стоит. Успешные, целеустремленные люди, в наше время, их попросту не имеют.
Кроме резюме при кандидате должно быть:
- трудовая книжка;
- военный билет;
- ИНН;
- диплом об образовании;
- паспорт.
Наличие сертификатов об окончании дополнительных курсов также не будет лишним.
Подходит/не подходит?
После окончания собеседования уточните у кандидата, что ему показалось неясным.
Не помешает и попросить дать обратную связь на предмет того, что он понял из прошедших переговоров с вами.
Обговорите с ним, как и когда вы с ним свяжитесь в случае одобрения его кандидатуры на должную вакансию.
Для себя же запишите, что понравилось в соискателе, а что оттолкнуло. Пробегитесь по составленным критериям для кандидата.
Отметьте, с какими из них его показатели соответствуют, а с какими параллельны.
В случае, если вы нашли вариант, подходящий вам, то ни в коем случае не тяните с принятием на работу такого ценного кадра.
Изучив рекомендации выше, вы проведете эффективное собеседование и отберете правильного сотрудника в вашу команду.
Если у Вас остались вопросы, |