Кто такой мерчендайзер и что он делает?
- Что такое мерчендайзинг: определение понятия v
- МерчЕндайзер или мерчАндайзер — как правильно? v
- В чем заключается работа мерчендайзера: должностная инструкция, основные обязанности v
- Какие обязанности выполняет мерчендайзер? v
- Что делает мерчендайзер в супермаркете? v
- В чем заключается работа мерчендайзера в интернет-магазине? v
- Кто такой супервайзер? v
- Мобильный и стационарный мерчендайзер — в чем отличие? v
- Обязанности мерчендайзера: для резюме и дальнейшей работы v
- Должностная инструкция мерчендайзера: на что обратить внимание при трудоустройстве? v
- Задайте вопрос юристу > бесплатная консультация v
Мерчандайзинг, как неотъемлемый элемент торговли, появился в России одновременно с первыми супермаркетами в начале 90-х годов прошлого века. Со временем эта научная дисциплина послужила основой для появления такой профессии, как мерчендайзер.
Что такое мерчендайзинг: определение понятия
В общих чертах мерчандайзинг можно охарактеризовать, как комплекс мероприятий, нацеленных на увеличение объемов продаж торговой организации.
В частности это:
- Выкладка товара в соответствии со стандартами, направленными на достижение понятного позиционирования, улучшения общего визуального восприятия витрин и привлечения внимания покупателя.
- Оформление точек продаж, витрин, упаковок товара различными POS-материалами.
- Работа над звуковым сопровождением, стимулирующим продажи.
Отсюда вытекает, что мерчендайзер — это никто иной, как специалист, отвечающий за продвижение товара.
МерчЕндайзер или мерчАндайзер — как правильно?
Данное слово заимствовано от английского merchandiser и по сути является неологизмом в русском языке.
Единого мнения о правильности написания слова «мерчендайзер» или «мерчандайзер» не существует.
В одних словарях его пишут через букву «е», в других — через «а».
Википедия предлагает оба варианта, как верные в написании.
Если ссылаться на переводческую транскрипцию или калькирование, то оба варианта имеют место быть.
В чем заключается работа мерчендайзера: должностная инструкция, основные обязанности
Должность мерчендайзера подразумевает стимулирование роста продаж подотчетной категории товаров.
Мерчендайзер должен обладать необходимым набором навыков и знаний, чтобы суметь преподнести свой товар потенциальному покупателю как востребованный и непременно нужный.
Согласно стандартной должностной инструкции, человек, назначаемый на должность мерчендайзера, должен иметь профессиональное образование по специальности «мерчандайзинг», либо иметь дополнительную подготовку в этой области знаний.
В частности он должен знать следующие моменты:
- основы менеджмента и маркетинга;
- действующее законодательство, регулирующее торговую деятельность;
- основы трудового законодательства;
- основы социологии и психологии;
- основы рыночной экономики;
- этику делового общения;
- принципы организации работы по формированию спроса на товар и его продвижению;
- основы применения различных инструментов мерчандайзинга;
- виды рекламы и принципы проведения рекламных кампаний;
- основные свойства продаваемого товара и действующие цены;
- методы оценки эффективности выкладки товара в местах продаж;
- принципы эффективности использования торгового пространства;
- психологические типы покупателей и модели их поведения.
Какие обязанности выполняет мерчендайзер?
Основной пункт в должностной инструкции мерчендайзера — пункт, описывающий его должностные обязанности, которые заключаются в следующем:
- Посещает торговые точки на закрепленной за ним территории, согласно утвержденному графику.
- Осуществляет выкладку товара в местах продаж, соблюдая при этом установленные стандарты мерчандайзинга.
- Следит за наличием на полках максимально возможного ассортимента товаров, сверяет остатки и в случае необходимости оформляет заказ.
- Консультирует покупателей о потребительских свойствах товара.
- Отвечает за размещение фирменного оборудования и рекламных материалов, а также за своевременность их обновления.
- Контролирует наличие корректных ценников на свой товар.
- Следит за сроками годности товара и соблюдает ротацию на местах продаж по принципу — товар, изготовленный ранее, располагается ближе к покупателю.
- По возможности дублирует точки продаж товара, улучшает условия его размещения по отношению к товарам конкурента.
- В случае возникновения претензий со стороны клиента по качеству или количеству поставляемого товара, передает информацию супервайзеру.
- По поручению супервайзера, занимается сбором маркетинговых данных.
- Ведет отчетность установленной формы по всем закрепленным за ним торговым точкам, в том числе делает фотоотчеты.
В зависимости от специфики работы той или иной компании, список обязанностей мерчендайзера может дополняться и другим функционалом.
Что делает мерчендайзер в супермаркете?
- В небольших продуктовых и других магазинах функции мерчендайзера зачастую возлагаются на обычных продавцов.
- В гипермаркетах и супермаркетах торговый персонал, как правило, обучают основам мерчандайзинга. В особенности, если это касается работы с частными торговыми марками.
- Сторонние же поставщики, в условиях жесткой конкуренции, сами заинтересованы в увеличении товарооборота и каналов сбыта своей продукции.
По этой причине они закрепляют за крупными торговыми сетями своих мерчендайзеров, которые в зависимости от объемов продаж, могут находиться целый день на одной торговой точке, либо посещать несколько магазинов за день.
Со своей стороны, руководству супермаркетов и гипермаркетов выгодно пользоваться услугами сторонних мерчендайзеров, поскольку зачастую на их долю приходится до половины всей работы, связанной с выкладкой товара в торговом зале.
Это позволяет им экономить на расходах по заработной плате, так как эти расходы ложатся на плечи компании-поставщика.
В чем заключается работа мерчендайзера в интернет-магазине?
Иногда в объявлениях о работе можно встретить вакансию «мерчендайзер интернет-магазина».
В таких случаях работодатель просто путается в названии должности и на самом деле ищет маркетолога или оператора по наполнению сайта товарами.
Поскольку в классическом понимании мерчандайзинга, такой специалист, как мерчендайзер, просто не может работать в интернет-магазине.
Поэтому, сталкиваясь с подобной вакансией, Вы должны понимать, что обязанности этих двух специалистов значительно отличаются друг от друга.
Кто такой супервайзер?
Супервайзер — непосредственный руководитель мерчендайзеров и отвечает за их работу на закрепленной за ним территории.
Основные обязанности супервайзера:
- Четкая постановка задач перед мерчендайзерами и закрепление за каждым из них конкретной территории;
- Оценка выполнения сотрудниками своих обязанностей;
- Организация обучения мерчендайзеров, введение новых работников в должность;
- Составление графика работы своих подчиненных с учетом специфики торговых точек, за которыми они закреплены и контроль за его исполнением;
- Контроль за соблюдением сотрудниками трудовой дисциплины;
- Ведение переговоров с руководством ключевых торговых партнеров;
- Сбор от мерчендайзеров необходимой информации по каждой торговой точке в виде отчетов, ее систематизация и анализ;
- Составление отчетов для руководства о результатах работы на закрепленной территории.
Хотя бы один раз в неделю супервайзер посещает все закрепленные за ним магазины для личного контроля за соблюдением мерчендайзерами правильности выкладки и для решения текущих вопросов с руководством торговых точек.
Мобильный и стационарный мерчендайзер — в чем отличие?
По характеру привязки к торговой точке мерчендайзеры делятся на две группы: мобильные и стационарные.
Если товарооборот большой и требует постоянного присутствия сотрудника, то за магазином закрепляют стационарного мерчендайзера на полный рабочий день.
Если объемы продаж относительно невысокие или совсем маленькие, то в таких точках работают уже мобильные мерчендайзеры, уделяя работе в конкретном магазине ежедневно по несколько часов в день, а то и в неделю.
Такие мерчендайзеры за день объезжают по несколько точек и для большей оперативности на эту должность предпочитают брать людей с личным автомобилем.
Если за мерчендайзером закреплено большое количество точек и все они достаточно удалены друг от друга, то пользуясь общественным транспортом, успеть их объехать за день практически невозможно. И в любом случае больше времени уйдет на передвижение, чем на работу.
Обязанности мерчендайзера: для резюме и дальнейшей работы
Выбирая работу мерчендайзера, нужно понимать, что это стартовая позиция в крупных торговых компаниях, преимущественно оптовых. Не редко на эту позицию берут молодых людей без опыта работы, хотя наличие такового в сфере торговли будет Вашим преимуществом при трудоустройстве.
Основные личные качества, которыми должен обладать мерчендайзер:
- исполнительность;
- коммуникабельность;
- убедительность;
- уверенность в собственных силах (не путать с самоуверенностью);
- ответственность;
- выносливость (поскольку работа постоянно на ногах);
- стрессоустойчивость;
- аналитический склад ума (желательно, но не обязательно, если не планируете карьерного роста).
Из профессиональных навыков будущему мерчендайзеру пригодятся:
- знание законов, регулирующих торговую деятельность;
- знание основ мерчандайзинга, менеджмента, маркетинга, социологии, психологии;
- опыт работы с программами учета товаров;
- опыт работы с офисной техникой и ТСД.
Для мобильных мерчендайзеров дополнительным конкурентным преимуществом будет наличие водительского удостоверения и личного автомобиля.
Если Вам уже приходилось работать, опишите более подробно свой опыт и функционал с нескольких последних мест работы, желательно не более трех, чтобы резюме не выглядело слишком громоздким.
Особое внимание уделите своим достижениям и приобретенным навыкам. Еще одним плюсом может послужить наличие положительного рекомендательного письма от Вашего бывшего работодателя.
[box type=»download»] Если же Вы раньше нигде не работали и Вам никогда не доводилось составлять резюме, возьмите за основу несколько готовых образцов из интернета и сделайте свое.[/box]
Должностная инструкция мерчендайзера: на что обратить внимание при трудоустройстве?
Если Вы уже составили грамотное резюме и успешно прошли собеседование на должность мерчендайзера, Вам предстоит этап подписания трудового договора и должностной инструкции.
При изучении инструкции особое внимание уделите нескольким пунктам:
- Кому Вы подчиняетесь, то есть кто Ваш непосредственный руководитель, как правило, это супервайзер. При этом назначение на должность и освобождение от нее производится непосредственно решением руководителя компании. Это означает, что самостоятельно супервайзер не принимает решения о принятии на работу и увольнении.
Данную информацию Вы найдете в первом разделе — «Общие положения»:
- Все в том же первом разделе перечисляются профессиональные навыки и знания, которыми должен обладать мерчендайзер.
- Во втором разделе подробно описываются должностные обязанности мерчендайзера. Изучите их с особой тщательностью и старайтесь исполнять в полном объеме в процессе работы, чтобы у работодателя не возникало причин для недовольства и оснований для увольнения.
- В третьем разделе описываются права мерчендайзера. Несоблюдение работодателем любого из пунктов этого раздела может служить основанием для невозможности выполнения какой-либо обязанности или выполнения ее не в полной мере.
- В заключительном четвертом разделе прописывается ответственность мерчендайзера за те или иные действия. Что касается материальной ответственности, то более подробно она описывается отдельно в коллективном договоре о материальной ответственности.
Если у Вас остались вопросы, |