Директ-костинг: общие понятия
Директ-костинг это
Директ-костинг— это теория управленческого учета, суть которой заключается в делении затрат на постоянные и переменные.
Директ-костинг возник еще 20 веке в середине 30х. DirectCosts в переводе с английского это прямые или постоянные затраты. И согласно, теории директ-костинг определяет постоянные затраты как, выплаты за каждый отчетный период в одном размере.
Возникшие в процессе производства – переменные затраты, а значит их размер будет зависеть от масштабов производства. Чем больше увеличиваются масштабы с каждым месяце, тем больше растут постоянные затраты. Однако, их перечень остается не изменен.
Сама система учета, директ-костинг встречается 2-ух видов: простая и развитая.
- В простом учете считаются только прямые переменные затраты.
- А при развитом учитываются еще плюс косвенно переменные затраты.
Система директ-костинг привлекательна еще и тем, что с помощью нее можно найти взаимосвязь между производством, издержками и прибылью.
В свою очередь, такая взаимосвязь помогает отслеживать, какой товар приносит больше прибыли, а какой совсем не окупается.
Себестоимость директ-костинг
Директ-костинг — это метод, который относится к видам учета сокращенной себестоимости. Суть сокращенной себестоимости состоит в том, что ведется подсчет, сколько издержек было потрачено на конкретный товар. Оставшиеся затраты списываются в качестве расхода периода на уменьшение прибыли в том периоде, когда они были произведены.
Учет себестоимости с применением директ-костинг заключается в симбиозе учитывая сразу несколько элементов:
- Затрат, прежде всего и их видов;
- Этапа возникновения затрат;
- Носитель издержек;
- Итоги носителя издержек;
- Итоги периода.
Система Директ-костинг
При использовании на предприятии системы директ-костинга значительно упрощается расчёт и управление себестоимостью, накладных, а также постоянных издержек.
Все дело в том, что их суммарный объем накапливается на отдельных счетах, благодаря чему, можно отследить их влияние на величину прибыли.
Соответственно, такая информация не только облегчает работу бухгалтерии, но и помогает топ-менеджерам компании оперативно и с минимальными рисками решать оперативные задачи и планировать дальнейшее развитие товарной политики, ценообразования и прочих составляющих.
К тому же, такая информация полезна и отделу маркетинга, ведь на ее основе можно сформировать ассортиментную политику, а, значит, и рекламную стратегию.
Отдел сбыта на основе нее может делать прогнозы о продажах и планировать объем реализации того или иного товара, а значит и спрогнозировать объем закупа комплектующих и запчастей.
Благодаря системе учета директ-костинг, компания может дифференцировать издержки, что позволяет вести более точный контроль и учет потраченных средств, что позволяет оценивать рентабельность отрасли, принимать оперативные решения в случае кризисных показателей или рыночных изменений.
[box type=»download»] Вот только чтобы классифицировать затраты необходимо детально оценивать их предназначение, однако, не всегда это удается сделать сразу, ведь в чистом виде постоянных и переменных издержек не бывает. К тому же существуют такие ситуации, когда при производстве одного и того же товара постоянные издержки становятся переменными и наоборот.[/box]
Система учета директ-костинг не дает полной информации о себестоимости единиц товара из-за разделения издержек по разным счетам, однако, многие компании уже приспособились к такому виду учета.
В любом случае система директ-костинг в отечественном учете нашел свое место.
Система управленческого учета
Если говорить о системе управленческого учета в целом, то можно сделать вывод, что он характеризуется всегда 4 критериями, а именно:
- Целями, которые ставит перед собой компания.
- Информационным потоком, здесь учитывается, как первичная, так и вторичная.
- Средствами и жертвами, на которые может пойти ради достижения цели.
- Компонентами системы и их симбиозом.
Конечно, ключевую роль в управленческом учете всегда играет информация, причем только первичная.
Первичная информация организации учитывается, благодаря двойной записи на счетах компании. Набор таких счетов определяется рабочим планов счетов организации и демонстрирует состав БД.
Директ-костинг затраты
Учет затрат компании является неотъемлемой частью директ-костинга.
Все затраты компании при применении директ-костинга делятся на:
- Прямые.
- Косвенные.
Причем в зависимости от вида директ-костинга, они могут быть еще и:
- переменными — величина таких затрат зависит от производства.
- постоянными — затраты, чей номинальный размер представляет собой постоянную единицу каждый период времени.
Для того, чтобы безошибочно все издержки разделить на переменные и постоянные, зачастую используют такие мотоды как:
- анализ счетов.
- наивысшей и низшей точек (также именуемый методом абсолютного прироста, или минимакс);
- наименьших квадратов;
- технологического нормирования;
- корреляции;
Применение Директ-костинг
Чаще всего директ-костинг используют на предприятиях за границей. В нашей стране стоит задуматься, а на каких же именно предприятиях можно внедрить систему учета директ-костинг. И дело тут не в том, что российские предприятия являются рьяными защитниками родины.
Здесь суть заключается в сложности учета затрат и аккумулирования их на разных счетах.
Да не стоит упускать, тот момент, что применение директ-костинга значительно сокращает время и силы на учет, а как дополнением является аналитические информационные данные, которые к слову являются весьма необходимыми на любых предприятиях.
Как раз ради этих преимуществ компании и вводят в качестве управленческого учета – директ-костинг.
Еще одной особенностью использования такой системы учета является формирование самостоятельной системы себестоимости.
Вот здесь уже сложнее. Именно эта часть управленческого учета и не внедряется. Ведь это под силу только большим и крупным холдингам с серьезными оборотами.
Чтобы решить раз и навсегда вопрос о внедрении той или мной системы учета необходимо проанализировать:
- финансовые возможности компании.
- внешнюю политику предприятия.
- ОПФ и форму собственности.
- Цели и задачи предприятия.
- Степень технического оснащения.
- Вид налогообложения.
- Компетентность коллектива.
Директ-костинг в бухгалтерском учете
Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что директ-костинг это система управленческого учета, которая помимо того, что она включает в себя данные о пересчете и калькулированнии издержек, данная система позволяет сделать выводы о планировании и контроле будущих и настоящих затрат, высчитать рентабельность товаров и так далее.
На сегодняшний день производственные российские компании сталкиваются с трудностью симбиоза учета финансовой и производственной бухгалтерии. Все дело в том, что задачи и цели этих двух составляющих отличны друг от друга.
Сегодня существует сразу несколько вариантов учета:
- Формирование раздельного учета на счетах финансовой и производственной бухгалтерии.
- Интеграцию финансовой и производственной бухгалтерии.
- Дублирование учета.
Любой из этих вариантов, отлично подойдет для анализа финансовой ситуации компании. Тем более что, информация о взаимосвязи производства, прибыли и себестоимости, расскажут о рентабельности того или иного производства.
О плюсах и минусах
Первым делом, необходимо освятить преимущества этого вида учета:
- Простота определения себестоимости.
- Анализ информации.
- Принципы данного вида отлично сочетаются с другими видами учета.
- Ценообразование, построенное на базе данных директ-костинг, считается одним из самых эффективных и гибких.
- Оценка рентабельности по каждой единицы произведенного товара.
- Возможность построения точки безубыточности.
- Упрощение учета себестоимости товара.
- На основе полученных данных учета можно построить план продаж.
Однако, вместе с весомыми аргументами в пользу директ-костинг, существуют и несколько отрицательных моментов:
- Большая сложность соотнесения затрат по видам, то есть, другими словами, у каждой компании существует понятие смешанных затрат, и оттого куда отнести ту или иную единицу издержек зависит многое, в том числе результаты исчисления, а, значит, и анализа.
- Формирование отчетности внешней среды
- Сбор информации о размере полной себестоимости займет немало времени, если в принципе возможен будет такой расчет.
Будущее директ-костинга
Согласно статистическим данным в России от 40 до 90% компаний применяют на практике директ-костинг.
Вот только, как правило, применяют только отчасти или выборочно. То есть не все принципа директ-костинга учитываются в работе.
И проблема как раз в том, что большая часть руководителей привыкла полностью доверять цифрам, в то время как, больше всего, компания нуждается в анализе.
Если у Вас остались вопросы, |