Неотфактурованные поставки
- Неотфактурованная поставка это v
- Признаки неофактураванной поставки v
- Документальное оформление v
- Бухгалтерский учет неотфактурованных поставок с проводками v
- Корректировка цены неотфактурованных материалов v
- v
- Неотфактурованная поставка 1с v
- Налогообложение неотфактурованных поставок v
- Учет неидентифицированных неотфактурованных поставок v
- Аудит неотфактурованных поставок v
- Выводы v
- Задайте вопрос юристу > бесплатная консультация v
Неотфактурованная поставка это
Неотфактурованная поставка — деловое взаимоотношение между организациями закрепляется подписанными документами с обеих сторон, что свидетельствует о подтверждении операции и отсутствии претензий по ней.
Гражданское право обязывает продавца товара передать сопроводительные бумаги одновременно с товаром.
В общем порядке отгрузке товара предшествуют следующие документы:
- Договор поставки.
- Спецификация.
- Счет на оплату.
- Товарная накладная.
- Счет-фактура.
- Товарно-транспортная накладная.
- Иные документы: технические паспорта, сертификаты качества, инструкции по эксплуатации.
Однако в реальности возникают ситуации, когда отгрузочные документы поступают позже совершенного события. Такая поставка называется неотфактурованной.
В этом случае актуальными проблемами становятся аспекты оформления, учета и налогообложения неподтвержденных документально поставок.
В сжатом виде приведена информация по корректировке учетной и налоговой информации в момент получения первичных документов
Признаки неофактураванной поставки
Обязательными признаками неофактурованной поставки являются:
- Наличие договора с контрагентом.
- Поступление ценностей на склад покупателя без первичной документации.
Нужно отметить, что на территорию контрагента могут поступить неотфактурованными следующие виды ресурсов:
- Материалы (счет 10).
- Товары (счет 41).
- Оборудование (счет 07, 08).
В отношении организации могут быть осуществлены услуги (счет 20,23,25,26,44), которые также необходимо считать неотфактурованными до получения документации от поставщика.
Поставка без документов предполагает следующие действия организации:
- Обязательно установить наименование поставщика.
- Документально оформить событие.
- Отразить в учете.
- При получении документов скорректировать бухгалтерские проводки.
Документальное оформление
Оформление такой поставки зависит от следующих условий:
- Если поступившие ценности принимаются не для продажи, то оформляется Акт о приемке материалов унифицированной формы № М-7.
- Если полученные предметы будут проданы в дальнейшем, то заполняется форма № ТОРГ-4.
Для исключения в дальнейшем спорных моментов, такие поставки рекомендуется принимать не одним кладовщиком, а комиссией в составе доверенных лиц продавца, покупателя и третьей стороны.
Первый подписанный акт служит основанием для внесения в учет.
Второй – отправляется продавцу заказным письмом с описью вложения и уведомлением.
Бухгалтерский учет неотфактурованных поставок с проводками
Выписка акта о принятии ценностей осуществляется кладовщиком или бухгалтером. На этом этапе следует определить какую цену указывать.
Возможные варианты:
- Стоимость, указанную в договоре, спецификациях, счетах, предыдущих накладных.
- Цену можно узнать, созвонившись с контрагентом.
- Принятие имущества в ценах, утвержденных учетной политикой компании. При этом отражение по фактическим затратам, позволяет оприходование по рыночной стоимости.
Для отражения поступлений без документов целесообразно открыть дополнительный субсчет 4 «Неотфактурованные поставки» к счету 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками».
Пример. Допустим, связавшись с поставщиком, подтверждено точное наименование товара, выяснена цена, общая стоимость.
01.08.2014. Фирма получила 10 шт. ноутбуков для перепродажи без документов. Созвонившись с контрагентом, покупатель оформил акт приемки товаров на сумму 10 шт.*10000р. =100 000 р., сумма без НДС 84 745,76 р., НДС 18% 15 254,24 р.
Бухгалтер должен сделать следующие проводки:
Дата | Операция | Сумма, р. | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | |||
01.08.2014 | Оприходованы товары без расчетных документов | 84 745,76 | 41.01. «Товары на складах» | 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» субсчет 4 «Неотфактурованные поставки» |
01.08.2014 | Отражена сумма НДС | 15 254,24 | 19.03. «НДС по приобретенным МПЗ» | 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» субсчет 4 «Неотфактурованные поставки» |
[box type=»download»] Важно! Согласно наиболее обоснованной позиции, логичнее выделить НДС на счете 19 даже при отсутствии счета – фактуры, не принимая в качестве налоговых вычетов.[/box]
Корректировка цены неотфактурованных материалов
Необходимость корректировки цен возникает в случаях:
- если они отличаются от ранее отраженных цен в учете.
- если документы поступили после закрытия месяца.
Правила корректировки учетной информации зависят от момента получения накладной и от судьбы ценностей. До получения первичной документации имущество может быть отпущено в производство или продано.
Общее правило: корректировка производится на сумму отклонения между ценами.
Варианты продолжения вышеприведенного примера:
- 10.2014. Поступили документы: товарная, товарно-транспортная накладные, счет – фактура с общей стоимостью 105 000 р., сумма без НДС 88 983,05 р., НДС 18% 16 016,95 р.
Дата | Операция | Сумма, р. | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | |||
29.10.2014 | Увеличена стоимость МПЗ (88 983,05-84 745,76) | 4 237,29 | 41.01. «Товары на складах» | 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» субсчет 4 «Неотфактурованные поставки» |
29.10.2014 | Увеличена сумма НДС (16 016,95-15 254,24)
| 762,71 | 19.03. «НДС по приобретенным МПЗ» | 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» субсчет 4 «Неотфактурованные поставки» |
- 11.2014. Товары были проданы, а документы поступили 20.11.2014. на сумму 88 000 р., сумма без НДС 74 576,27 р., НДС 18% 13 423,73 р.
Дата | Операция | Сумма, р. | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | |||
11.11.2014 | Списана стоимость проданных товаров | 84 745,76 | 90.02.1 «Себестоимость продаж» | 41.01. «Товары на складах» |
20.11.2014 | Сторнирована стоимость проданных товаров ( 74 576,27 – 84 745,76) | 10 169,49 | 90.02.1 «Себестоимость продаж» | 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» субсчет 4 «Неотфактурованные поставки» |
20.11.2014 | Сторнирована сумма НДС (13 423,73 -15 254,24) | 1 830,51 | 19.03. «НДС по приобретенным МПЗ» | 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» субсчет 4 «Неотфактурованные поставки» |
- 11.2014. Товары были проданы, а документы поступили 23.05.2015. на сумму 85 000 р., без НДС 72 033,90 р., НДС 18% 12 966,10 р.
Дата | Операция | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | |||
11.11.2014 | Списана стоимость проданных товаров | 84 745,76 | 90.02.1 «Себестоимость продаж» | 41.01. «Товары на складах» |
23.05.2015 | Уменьшение задолженности перед поставщиком (72 033,90 – 84 745,76) | 12 711,86 | 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» субсчет 4 «Неотфактурованные поставки» | 91.01. «Прочие доходы» |
23.05.2015 | Сторнирована сумма НДС (12 966,10 -15 254,24) | 2288,14 | 19.03. «НДС по приобретенным МПЗ» | 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» субсчет 4 «Неотфактурованные поставки» |
Неотфактурованная поставка 1с
Документально неоформленное имущество подлежит внесению в программу учета, например, 1С.
Предприятие 8.2, согласно подписанному акту формы № М-7 следующим образом:
- Если товар новый, то вносится наименование в номенклатуру с использованием последовательности вкладок «Склад» — «Номенклатура» — выбираем «Товары» или «Материалы».
- Приходуем ценности, выбирая «Покупка» — «Поступление товаров и услуг». В последней вкладке не заполняется вкладка «Счет-фактура», а в секции «Дополнительно» в графе «Вх. номер» ставим вместо цифры букву «Н» и дату прихода ценностей.
Налогообложение неотфактурованных поставок
Налог на добавленную стоимость:
В общем случае приобретение товаров от контрагентов, находящихся на общем режиме, сопровождается предоставлением счет-фактуры.
Она является одним из условий для снижения к уплате налога на добавленную стоимость в случае перепродажи или потребления материала.
Независимо от даты выставления, бухгалтер делает проводки днем получения документа на руки. Подтверждением может служить отметка почтового органа на конверте.
[box type=»download»] Важное примечание! Внесение в строку декларации налогового вычета по НДС на основании запоздавшей счет-фактуры возможно в течение 3 лет с момента окончания квартала, в котором фирма приняла товар к учету.[/box]
Налог на прибыль:
Только документально подтвержденные затраты могут быть приняты в качестве расходов, уменьшающих налог на прибыль. В связи с этим могут возникнуть две ситуации.
В первой ситуации первичная документация поступает до выбытия материала, при этом изменений в учете не производится.
В случае продажи или использования товара операции зависят от момента получения бумаг.
- Если накладные прибыли в текущем году, когда произошло выбытие, то вносим изменения в отчет этого года.
- Если накладные прибыли в следующем году, то по правилам налоговых норм:
- Если налоговая база была занижена, то придется подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за период, в котором выбыло имущество.
- Если налоговая база была завышена и получен налог к уплате, то пересчет делаем в том году, когда получены накладные.
Учет неидентифицированных неотфактурованных поставок
[box type=»download»] Помните! Неотфактурованные поставки подразумевают обязательное наличие договора между контрагентами.[/box]
Однако бывают случаи, когда невозможно определить поставщика товара.
Этот факт обязывает отказаться от товара и подразумевает:
- Обеспечение сохранности товара с постановкой на счет 002 «Товарно – материальные ценности, принятые на ответственное хранение» по рыночной цене.
- Дальнейший розыск и уведомление контрагента с целью передачи имущества.
По нормам гражданского права неидентифицированные поставки являются бесхозными. Такие товары нельзя расходовать и использовать.
Аудит неотфактурованных поставок
Процедура аудита призвана оценить достоверность учета в компании. Первостепенной задачей аудитора является проверка состояния материальной базы.
Если существует неоформленное имущество, аудитор проверяет:
- Правильность документального оформления.
- Соответствие учетной информации фактическому положению дел.
- Процедуру установления цен.
- Правильность корректировки стоимости при получении недостающих накладных.
- Отражена ли кредиторская задолженность по неподтвержденному документально имуществу.
- Процедуру начисления налогов.
[box] Внимание! При частых поставках неоформленных материалов для облегчения проведения аудита и проверки инспекциями рекомендуется закрепить принципы ценообразования, отражения, корректировки таких поступлений в учетной политике фирмы.[/box]
Выводы
Существование в работе компаний неотфактурованных поставок является признаком плохой организации документооборота между контрагентами.
Одобрение на законодательном уровне факта запаздывания первичной документации после отгрузки добавляет дополнительной работы учетным специалистам.
Целесообразно пересмотреть эту норму в договорных отношениях контрагентов для обеспечения единообразного своевременного отображения в учете обеих сторон.
Если у Вас остались вопросы, |