Что такое несовершенная конкуренция?


Каждому реальному рынку в сегодняшнем мире в какой-то мере присуща монополизация, то есть его можно назвать рынком, где имеется несовершенная конкуренция.  Что такое несовершенная конкуренция?

Что такое несовершенная конкуренция?

Под несовершенной конкуренцией понимается такой рынок, когда не выполняется какое-либо из условий чистой конкуренции.

Наибольшее число товара на основные современные рынки поступает от ограниченного числа компаний, которые имеют возможность, в связи с занятием господствующих позиций, влиять на характер условий реализации продукции и, самое главное, на цены.

Специалистами по экономике отмечается выделение четырех рыночных структур:

  • чистой конкуренции;
  • монополистической конкуренции;
  • монополии;
  • олигополии.

Кроме первой позиции, остальные являются несовершенной конкуренцией.

Изучать несовершенную конкуренцию необходимо в связи со значительным объемом оборота продукции, происходящем в монопольных условиях. Особую актуальность это имеет для экономических отношений в нашей стране.

Что говорится о несовершенной конкуренции в трудах ученых-экономистов?

В огромном количестве трудов основоположников экономики анализируется конкуренция.

Например, Адамом Смитом предложен термин «свободной конкуренции», откуда в дальнейшем появилась совершенная конкуренция. А. Смит под несовершенной конкуренцией подразумевал монополию.

У Джоаны Робинсон просматривается возвращение к методу статического анализа, которому подвергалась несовершенная и совершенная конкуренция. В ее трудах обосновывается наличие зависимости, которая возникает между такими понятиями, как монопольная цена, ценовая эластичность спроса и предельные издержки.

В то же время и сегодня некоторые проблемы довольно мало исследованы, это касается и несовершенной конкуренции при всемирной глобализации.

О сущности и содержании несовершенной конкуренции

несовершенная конкуренция этоРыночная экономика не может существовать без конкуренции, это ее неотъемлемая часть. Потребители и производители координируют свои планы, ориентируясь на рынок. Он же позволяет эффективнее использовать ресурсы, перераспределять доходы, учитывая результаты экономической деятельности.

Такая возможность бывает лишь в ситуации, при которой производителям товара приходится соперничать, конкурировать.

Вся конкуренция подразделяется на два основных вида: совершенная и несовершенная.

Совершенной конкуренции, как определенной модели рынка, присущи некоторые условия:

  • наличие большого числа лиц, которые покупают и продают товар;
  • полная просвечиваемость на рынке;
  • отсутствие у каждого отдельного субъекта на рынке возможности оказывать влияние на деятельность остальных;
  • все реализуемые товары однородны;
  • все производственные факторы мобильны;
  • субъективный контроль за ценами отдельными производителями невозможен.

Для современного рынка типична именно несовершенная конкуренция, возникающая при нарушении хотя бы одного из признаков, которыми обладает совершенная конкуренция.

По своей степени монополизм или несовершенство конкуренции бывает разным:

  • Под первой ступенью понимают монополистическую конкуренцию, когда рынок разделен между большим количеством фирм, каждой из которых принадлежит какая-то частичка монопольного владения, что обуславливает дифференциация качественной составляющей товара.

Например, можно проследить несовершенную конкуренцию, рассматривая рынок занятости, где каждый кандидат обладает личными навыками, особенностями, имеющими отличие от остальных.

  • На следующей ступени находится олигополия. В этом случае рынок захвачен несколькими крупными фирмами. Любое воздействие, которое производится некоторой из фирм, приводит к ответу от остальных.
  • К высшей ступени несовершенной конкуренции относят чистую монополию. В этом случае отрасль принадлежит одной фирме. Например, в населенном пункте всего один аэровокзал.

Из всего этого напрашивается выводная информация, что все реальные рынки сегодня существуют в форме несовершенной конкуренции.

Теория несовершенной конкуренции

Что такое несовершенная конкуренция? У каждого рынка несовершенной конкуренции имеются свои особенности, которые характерны только для конкретного типа. Однако, существуют и объединяющие подобные рынки факторы.

Для рынков, обладающих несовершенной конкуренцией, выделяют следующие признаки:

  • Повышение количества выпускаемого товара влечет снижение цен.
  • Размер предельного дохода оказывается ниже, чем цена за единицу товара при любом объеме выпускаемого продукта, за исключением первой выпущенной единицы.
  • Имеет место монопольная власть, то есть можно установить стоимость на единицу товара, превышающую предельные и средние издержки.
  • На рынке присутствует ценовая дискриминация, когда можно установить разную стоимость одной и той же продукции, приобретаемую различными группами покупателей.

О структуре несовершенной конкуренции

Чтобы лучше понять механизм, возникший на рынке, где присутствует несовершенная конкуренция, следует проанализировать как классифицируются рыночные структуры:

  • В такой модели, как чистая монополия, отрасль представлена одной компанией, характер продукции однородный, входные барьеры высокие, контроль над ценами — полный.
  • В модели — дуополии, отрасль представлена двумя компаниями, характер продукции однороден, входные барьеры высокие, контроль над ценами — частичный.
  • Модель — олигополия: в отрасли небольшое число компаний, продукция однородна либо с некоторой дифференциацией, входные барьеры высокие, контроль над ценами — частичный.
  • Модель монополистической конкуренции с дифференциацией продукта — в отрасли множество компаний, характер продукции — разнороден, входные барьеры низкие, контроль над ценами — слабый.

Основные виды входных барьеров:

  • Властные структуры дают компании исключительные права (выдают правительственную лицензию на какую-то деятельность — почта, транспорт и т. п.). Подобные барьеры имеют тесную связь с естественными монополиями.
  • Наличие права собственности на дефицитные ресурсы. К примеру, спортклуб заключает долгосрочные контракты с наиболее значимыми спортивными профессионалами, создавая препятствия для конкурентов.
  • Наличие авторских прав и патентов. Если у компании имеется патент, у нее возникает исключительное право по продаже лицензий, что создает для нее монопольное преимущество.
  • Наличие масштабного эффекта — когда крупное производство создает преимущество: затраты снижаются, а выпускаемые объемы товаров увеличиваются. К примеру, на авторынок невозможно проникнуть небольшой компании, у которой отсутствуют значительные производственные мощности.
  • Препятствовать вхождению в конкретную отрасль могут и преступно-криминальные элементы.

Исследование входных барьеров позволяет разобраться в различной концентрации рынка по разным отраслям хоздеятельности.

Формы несовершенной конкуренции

Некоторые экономисты выделяют следующие формы несовершенной конкуренции:

  • монополистическую конкуренцию,
  • олигополию,
  • монополию,
  • монопсонию,
  • олигопсонию.

Наибольшее распространение у монополистической конкуренции, однако, эту форму отраслевой структуры довольно сложно изучать. Для нее невозможно построить точную абстрактную модель.

В этом случае большое значение придается конкретным деталям, с помощью которых можно охарактеризовать товар и направление движения производителей. Предсказание этих направлений не удается никому.

[box type=»download»] Крайними случаями несовершенной конкуренции считают монополию и монопсонию. При более частой олигополии, большая часть товара находится во владении небольшого числа компаний-продавцов. В случае олигопсонии — продавцы преобладают над покупателями.[/box]

Что понимают под признаками несовершенной конкуренции?

Экономистами выделены следующие признаки несовершенной конкуренции:

  • Наличие демпинговых цен.
  • Присутствие специальных барьеров, называемых входными, которые искусственно создаются для препятствования проникновению некоторой рыночной продукции.
  • Возможность использования либо разглашения торговых, производственных, научно-технических сведений конфиденциального характера.
  • Вероятность распространения ложной информации для рекламы либо сведений о способе и месте производства товара.
  • Возможность замалчивания необходимых покупателям данных.

Существует и другая классификация таких признаков:

  • Наличие одного либо нескольких производителей-продавцов.
  • Доступ к этому рынку имеет препятствия или вообще невозможен.
  • Производимый товар дифференцирован.
  • Цена и качество реализуемого товара контролируется полностью либо с очень высокой степенью.

Условия совершенной и несовершенной конкуренции

В случае совершенной конкуренции рассматривается рынок, когда и потребители и производители в большом количестве, при этом какого-либо влияния на такой фактор, как цена на рынке, они не оказывают.

То есть, падения уровня спроса не наблюдается, несмотря на то, что продажи растут.

Когда рынок обладает продавцами либо покупателями способных влиять на изменение цены, то это уже будет конкуренция форма которой несовершенна.

Фирма в условиях несовершенной конкуренции

При чистой монополии имеется только один продавец, и у продукции аналоги отсутствуют.

Фирмой, имеющей монопольную власть, устанавливается стоимость своей продукции и определяется — какое количество товара будет выпускаться.

Другие коммерческие структуры не имеют возможности вступить в конкретную отрасль в связи с непреодолимыми барьерами, что позволяет диктовать цены.

Монополии подразделяются по трем категориям:

  1. У закрытых монополий имеется юридическая защита.
  2. У естественных монополий осуществляется защита за счет экономического эффекта, возникающего из-за больших производственных масштабов.
  3. У открытых монополий отсутствует любая спецзащита от конкурирующих структур.

[box type=»download»] Экономистами выведено значение кривой, которая показывает спрос монопольной фирмы. У нее полное совпадение с кривой, демонстрирующей рыночный спрос. Эта кривая выглядит как убывающая, потому что увеличение объемов продажи происходит только путем понижения стоимости. Результатом является то, что величина предельного дохода становится ниже цены на каждом выпускном уровне, за исключением начального. Положение кривой, показывающей предельный доход, опускается на более низкий уровень, по сравнению с кривой, показывающей спрос.[/box]

У компании-монополиста, как и у любой другой компании, имеется возможность оптимизировать размер прибыли, когда предельный доход равен максимальным издержкам.

У компаний-монополистов также имеется возможность заниматься ценовой дискриминацией — устанавливать разные цены на какой-то товар для различных групп потребителей.

О специфике монополистической конкуренции

При монополистической конкуренции рынок обладает большим количеством реализаторов, товары которых дифференцированы, не исключено дополнительное возникновение реализаторов.

В этой ситуации у кривой, демонстрирующей спрос, вид будет также убывающий, но значительно эластичней, если сравнивать с кривой спроса фирмы-монополиста.

Таким образом, у фирмы в этом случае имеется некоторая монопольная власть, но значение ее намного ниже по сравнению с фирмой-монополистом.




Если у Вас есть вопросы,
получите бесплатную консультацию прямо сейчас

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Политика конфиденциальности.
Обязательные поля отмечены*

Нажимая "Отправить комментарий" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности