Аутсорсинг — что это такое?


Термин «аутсорсинг» имеет американское происхождение и буквально означает использование внешних источников или ресурсов.  Аутсорсинг — что это такое?

В российской действительности, под словом «аутсорсинг» понимается процедура передачи части функциональных, производственных или бизнес-процессов на долгосрочное обслуживание сторонней организации, специализирующейся на оказании услуг в конкретной и определенной области.

Как правило, на аутсорсинг отдаются не профильные для компании (сопутствующие или поддерживающие)  виды деятельности.

Соответственно, под аутсорсинговой компанией (компания — аутсорсер)  подразумевается организация, владеющая ресурсами, опытом,  техническим оснащением для решения доверенных ей задач в рамках партнерских отношений.

Преимущества аутсорсинга

К основным преимуществам аутсорсинга относят:

  • Привлечение аутсорсинговые компаний исключает необходимость увеличивать и содержать большой штат компании, что в той или иной степени влечет за собой снижение расходов.
  • Кроме этого, инструментом для снижения затрат может являться и рост эффективности организации в целом, который выражается:
  1. В возможности высвобождения соответствующих человеческих, организационных, финансовых ресурсов для разработки и развития новых направлений.
  2. В возможности концентрации усилий на существующих процессах или проектах, требующих повышенного внимания со стороны менеджмента.
  • Постоянное использование в бизнес-практике услуг аутсорсинговых компаний дает возможность пользоваться чужими ресурсами, а именно квалификацией персонала аутсорсинговых компаний, накопленным опытом, бизнес-связями, техническим оснащением и т.д.
  • Использование услуг аутсорсинговых компаний предоставляет возможность топ-менеджменту организации-заказчику не тратить время на управление не профильными для организации процессами. В данном случае речь идет об отсутствии необходимости решать задачи, связанные с поиском, привлечением, удержанием, обучением квалифицированных кадров. А также исключаются или сводятся к минимуму риски, связанные с возможностью прерывания бизнес-процессов в связи с отпусками, болезнями, увольнением (и др.) ключевых сотрудников. Компания- аутсорсер обязана оперативно решать вопросы, связанные с временной заменой персонала в случае возникшей необходимости.
  • Привлечение аутсорсинговых компаний позволяет компаниям-заказчикам исключить или свести к минимуму возможные проблемы в части работы с персоналом, связанные с изменением рыночной ситуации, с уменьшением производственных объемов, в случае перепрофилирования, банкротства и т.д.

Виды аутсорсинга

В российской бизнес-среде на аутсорсинг чаще всего выводят такие функции, как ведение бухгалтерского учета, обеспечение жизнедеятельности офисов, транспортные или логистические услуги, обеспечение и поддержка работы компьютерных сетей и информационной инфраструктуры (IT аутсорсинг), услуги переводчиков, рекламные и маркетинговые услуги, клининговые услуги, обеспечение и поддержка безопасности, юридическое сопровождение, работа с персоналом.

Рассмотрим некоторые из них.

Бухгалтерский аутсорсинг — делегирование функций по организации и ведению бухгалтерского учета, составлению и сдаче бухгалтерской отчетности в соответствующие контролирующие органы сторонней организации, специализирующейся на оказании услуг подобного рода.

Преимущества бухгалтерского аутсорсинга заключаются:

  • в отсутствии необходимости содержать штат бухгалтеров;
  • в отсутствии необходимости нести затраты на содержание бухгалтерии; на приобретение программного обеспечения и специализированных справочно-методических материалов, на обучение бухгалтеров и повышение их квалификации;
  • в отсутствии рисков, связных с человеческим фактором и др.

IT аутсорсинг. ИТ аутсорсинг подразумевает частичную или полную передачу функций по поддержке, обслуживанию, модернизации организационной IT инфраструктуры в ведение специализирующихся на данном виде услуг компаний.

Как правило, в рамки подобного вида услуг входит разработка или доработка, внедрение и дальнейшее сопровождение программного обеспечения; обслуживание компьютерных сетей,  обеспечение работоспособности ИТ инфраструктуры офиса и т. д.

Основные преимущества подобного сотрудничества с аутсорсинговыми ИТ компаниями заключаются:

  • в снижении затрат на содержание штата программистов и системных администраторов;
  • в исключении системных сбоев в результате влияния человеческого фактора (отсутствие нужного специалиста на рабочем месте, недостаточный уровень квалификации штатного специалиста, слишком высокая загруженность штатного специалиста и т. д.);
  • В возможности реализации проектных работ без увеличения численности персонала.

Аутсорсинг персонала. Под аутсорсингом персонала понимается передача функций  связанных с работой с персоналом сторонней организацией, специализирующейся на оказании услуг подобного рода.

Обычно, в кадровый аутсорсинг входят такие услуги, как:

  • поиск и подбор персонала необходимой квалификации;
  • ведение кадрового делопроизводства;
  • оформление и сопровождение трудовых отношений с кадровым составом предприятия;
  • ведение, подготовка и предоставление в соответствующие контролирующие органы обязательной кадровой отчетности.

В зависимости от требований компании-заказчика, количество предоставляемых аутсорсинговой компанией услуг может меняться, расширяться и дополняться отдельными услугами.

[box type=»download»] Основные преимущества использования услуг кадрового аутсорсинга аналогичны другим видам аутсорсинговых услуг.[/box]

Юридический аутсорсинг

Аутсорсинг — что это такое? Обычно под юридическим аутсорсингом понимается оказание услуг в части комплексного юридического сопровождения и обслуживания организаций. Юридическое сопровождение осуществляется по любым вопросам из области права, возникающим в результате финансово-хозяйственной деятельности организации.

В рамках сотрудничества с аутсорсерами, предлагающими юридическое сопровождение,  обычно оказываются следующие услуги:

  • Проведение консультаций по различным отраслям и разделам права;
  • Юридическое сопровождение сделок;
  • Проведение правовой и налоговой экспертизы документов;
  • Представительство в судах;
  • Представление интересов компании-заказчика в государственных органах;
  • Разработка и составление правовой и юридической документации ( договоры, контракты, письма, справки, учредительные документы и т. д.);
  • Работа с учредительной документацией;
  • и др.

Преимущества работы в рамках юридического аутсорсинга аналогичны другим видам аутсорсинговых услуг.

Логистический аутсорсинг

В рамках логистического аутсорсинга, как правило, оказываются услуги по перевозке товаров и грузов, складирование товаров и грузов, а также осуществление всех бизнес-процессов, связанных с транспортировкой и хранением товаров и грузов.

Основные преимущества логистические аутсорсинга заключаются:

  • в отсутствии необходимости содержать и обслуживать грузовой транспорт;
  • в отсутствии необходимости иметь складские помещения, обслуживать и содержать их;
  • в отсутствии необходимости содержания штата складских работников, водителей автотранспортных средств.

История аутсорсинга в России

Сегодня использование аутсорсинговых услуг в российской бизнес-практике очень распространено в абсолютно разных отраслях и сферах бизнеса. Однако начиналось все достаточно стихийно и своеобразно.

Первая волна аутсорсинговых услуг захватила российскую бизнес-среду в переломные исторические моменты, когда жизни многих предпринимателей, деловых людей, бизнесменов и политиков угрожала реальная опасность.

Тогда и появилась потребность привлечения специализирующихся на всех видах охранных услуг агентств и компаний, поскольку  сотрудники охранных предприятий были более высокопрофессиональными в сравнении со штатными охранниками многих предприятий.

Сегодня многие из узкопрофильных ЧОПов переросли в большие и многопрофильные организации, специализирующиеся в области оказания услуг по охране физических лиц и объектов, по обеспечению коммерческой безопасности, обеспечивающими техническую защиту объектов и т.д.

Следующим этапом становления аутсорсинга в России стала возникшая острая потребность в квалифицированных специалистах, способных предоставить заказчикам качественную рекламу.

Эта потребность повлекла за собой целую волну возникновения, развития и профессионального роста российского рынка рекламных, маркетинговых, исследовательских,  PR- услуг и т. д.

Большинству организаций, нуждающихся в услугах подобного рода, было выгоднее привлекать на краткосрочные проекты профессиональные сторонние организации, нежели содержать собственный штат специалистов по рекламе и связям с общественностью.

Ну и наконец, активное развитие информационных технологий, повлекло за собой следующий этап развития аутсорсинга в нашей стране.

На сегодняшний день востребованными остаются услуги IT-компаний и специалистов из области информационных технологий: разработка программного обеспечения, создание сайтов, монтаж и поддержка компьютерных сетей и т.д.

Конечно, это не единственные области бизнес-среды, в которых распространены аутсорсинговые услуги. Но именно они являются некими отправными точками для дальнейшего развития аутсорсинга в России.

[box type=»download»] Сегодня список бизнес-процессов, которые можно отдать на обслуживание сторонней организацией значительно расширился по сравнению с периодом становления аутсорсинга, как отдельного вида бизнеса.[/box]

Перспективы развития аутсорсинга

Российский рынок аутсорсинга, безусловно, уже перерос некую начальную фазу своего развития,  отвоевав достаточно большой сектор бизнес-процессов и получив признание в бизнес-среде.

Более того, эксперты прогнозируют еще более динамическое развитие в ближайшие годы, несмотря на фактическое отсутствие  законодательной базы, регулирующей взаимоотношения между заказчиками и исполнителями в рамках оказания аутсорсинговых услуг.

Компании, прибегающие к услугам аутсорсеров преследуют определенные цели, которые заключаются в повышении качества ключевых бизнес-процессов в компаниях и снижении издержек и затрат.

Крупные предприятия и корпорации могут позволить себе содержание штатных бухгалтеров,   программистов, маркетологов и уборщиков. А в это же время представители среднего и малого бизнеса стремятся развивать профильную деятельность, снижая затраты на содержание лишних сотрудников.

В связи с тем, что Российская экономика декларирует поддержку среднего и малого бизнеса, что, в свою очередь влечет за собой и активный рост аутсорсингового сектора услуг.




Если у Вас есть вопросы,
получите бесплатную консультацию прямо сейчас

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Политика конфиденциальности.
Обязательные поля отмечены*

Нажимая "Отправить комментарий" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности